УПЦ может получить автокефалию уже в мае - эксперт

Визитка

Илья Бей – богослов, переводчик, научный сотрудник центра исследования религий института Драгоманова, бывший преподавать Киевской духовной академии.
 

В конце прошлой недели Президент подписал, а парламент одобрил обращение к Всемирному патриарху с просьбой автокефалии для Украинской православной церкви. Имеет ли значение обращение главы государства к патриарху, или же было бы достаточно только обращения Киевского митрополита?

Обращение Президента имеет ключевое значение. Самостоятельно Киевской патриархат отправлял прошения уже раз 20, чуть ли не каждый год обращаются, делегации ездили. Но без толку.

Почему?

Москва насолила. В 1997 году Московский патриархат объявил анафему Филарету. Вообще, согласно церковным правилам анафема объявляется еретикам, то есть тем людям, которые неправильно излагают христианскую веру. У Филарета такого состава преступления нет. Он с точки зрения Москвы является раскольником, но раскол не является никаким вероучительным отличием. По сути это просто создание новой церковной структуры. Поэтому с точки зрения Киева решение о анафеме ничтожно. НО! Поскольку Московская церковь считается канонической, все остальные православные приняли ее точку зрения, так сказать за компанию. Но со стороны Москвы это скорее был шаг отчаяния, так как повторюсь, состава преступления не было.

Смоделируем ситуацию – автокефалия принята. Какие будут действия Москвы и Московского патриархата в Украине?

Сценариев всего три. Первый – Москва обвинит Константинополь в раскольничестве, во впадении в ересь. И на самом деле копания по обвинению Константинополя в ереси экуменизма это довольно давняя компания. И хотя из других автокефальных церквей вряд ли кто-то поддержит Москву в полном объеме, но в каждой из этих православных церквей есть грубо говоря церковные фрики. Есть среди них несколько епископов, и вот они могут провести собор, это будет международный съезд и там они начнут обвинять Константинополь в ереси, а промосковские СМИ будут это очень широко освещать. Очень-очень широко освещать. Это первый вариант (Вчера утром УПЦ МП сделала официальное заявление о том, что попытка получения автокефалии Украинской православной церкви и вымешивания в этот процесс политиков, является ничем иным, как вмешательство во внутренние дела церкви. Помимо этого, УПЦ МП, а значит и РПЦ рассматривают этот процесс как политический).

Второй вариант – проглотят молча, грубо говоря, объявив, что каждый остается при своем.

Это возможно? Учитывая позицию?

Посмотрите, как проголосовал парламент: 230 – за, 35 – против. То есть количество спонсоров – сокращается. Крупные спонсоры — это Новинский, Бойко, но как то их мало на общем фоне. Поэтому насколько у них хватит денег, ресурсов и желания воевать – это следующий вопрос.

Третий – наиболее благоприятный, когда оба патриархата примут участие в объединительном соборе и какая-то часть, я надеюсь большая часть, войдет в состав украинской православной церкви. А вторая, оставшаяся, будет прямо именоваться "Московский патриархат в Украине" или как-то так. Но название "Украинская православная церковь" будет окончательно закреплено за канонической православной церковью, получившей признание от Константинополя.

Автокефалия

После принятия автокефалии, что изменится в Украине?

Уменьшится влияние российской пропаганды. Потому что церковь это довольно незаметный внешнему наблюдателю, инструмент. Но промывка мозгов там ведется колоссальнейшая. И проявляется она в деталях, к которым придраться нельзя, но они играют свою роль. Ну вот, например, канонизация императора Николая Романова. В самой России были голоса против, но видимо решение политическое, для того чтобы появилась еще одна скрепа с бывшей Российской Империей, а, напомню, что он был императором и Украины тоже. Теперь, подчеркивание культов именно российских святых Матроны Московской, Серафима Саровского. Когда они каждый день звучат, человек и не вспомнит о Праге, о Софии, Константинополе.

Насколько ожидаемо было получение автокефалии?

Ожидаемо. Ющенко ездил с этим вопросом в Константинополь. Но сюда по всем так ни о чем и не договорились. Но тогда была и совсем другой настрой общества, не было противостояния с Россией и не было напряженной ситуации.

По количеству прихожан КП и МП насколько разны?

Это сложный вопрос. Потому что, если верить последним исследованиям центра Разумкова, то 26-27% опрошенных ассоциируют себя с Украинской православной церковью Киевского патриархата и около 12 с Московским. И подобная картина по всей стране за исключением юго-востока, где мнения разделились примерно поровну. Также в юго-восточных регионах почти половина опрошенных людей ответили, что считаю себя православными.

А вот по количеству приходов – 12 тысяч Московский, 2,5 тысячи Киевский патриархат. Что в общем то является следствием длительной государственной политики в поддержку Москвы.

А есть ли какие-нибудь подвижки Московского патриархата к Киевскому, имею ввиду перебежчиков?

Далеко ходить не надо, в запорожской епархии в течении года в Киевский патриархат ушло двое священников. Один из них было изгнан из-за проукраинских позиций, второй, как оказалось позже, ушел потому, что был недоволен пророссийской позицией правящего архиерея митрополита Луки.

Читати далі: Митрополит Епифаний рассказал о том, за чей счет живет церковь

Помимо этого, слышал, что около десяти крупных церковных служащих – архиереи и другие, возглавляющих церковь целых регионов, также ведут переговоры с Киевским патриархатом. Причем это те люди, которые и раньше декларировали свою проукраинскую направленность.

Сейчас, даже в рамках Московского патриархата есть священники, которые перестали у себя на приходах упоминать патриарха московского. Хотя, справедливости ради нужно сказать, что поминание патриарха при службе, это традиция исключительно русской православной церкви. В остальных автокефальных церквях достаточно упоминания местного епископа. Москве важно, чтобы на каждом приходе торчал флаг "патриарх московский".

То есть, если священники Московского патриархата, переходят в Киевский, то все приходы автоматически подчиняются Киеву?

Нет. Потому, что каждый приход является самостоятельным юридическим лицом. Но, если мы говорим о переходе крупных служащих, то каждый из них является знаковой фигурой в своем приходе, и если он перейдет, то подавляющее большинство потянется за ним. При этом, условно говоря собственником прихода являются прихожане. И конечное решение о переходе или не переходе в Киевский патриархат будут принимать именно они – прихожане. А значит, возможен такой вариант, что паства останется с московским патриархатом. Значит туда будут присланы новые священнослужители и все останется по-прежнему.

Насколько сильны позиции России в противостоянии Константинополю?

На последнем Вселенском соборе, из 14 автокефалий, приехали представители всех церквей кроме четверых – Российской, Антиохийской (Сирия), Грузинской и Болгарской. Все, кто проявил позицию и не приехал на собор, можно говорить о том, что эти церкви больше прислушиваются Москвы, опять же в силу того, что многие священнослужители проходили обучение в России. То есть большинство поместных автокефальных церквей, поддерживают Константинополь ни смотря ни на что.

Как скоро Украина может получить автокефальную церковь, учитывая обращение президента?

В конце концов Украинская церковь получит автокефалию. Очень хотелось-бы, чтобы это произошло в ближайшее время. Более того, я думаю, что Украина получит автокефальную церковь в ближайшее время, так как есть заявление Петра Порошенко, есть заявление президента Македонии Георге Иванова, это говорит о том, что какая-то договоренность все-таки есть. Я думаю, что в течении месяца, сразу после заседания Синода Константинополе мы все узнаем.

Президент Македонии пригласил Вселенского патриарха Варфоломея I на празднование тысячелетия Охридской македонской церкви, и Вселенский патриарх его принял. Поскольку событие состоится 28 мая, а Прездент Македонии летал в Константинополь с тем же вопросом, что и Украинский, вероятно, до этой даты будет принято какое-то решение. 

В заявлении Иванова по этому поводу, говорится, что в ходе визита Вселенского Патриарха Варфоломея I будут "решены некоторые церковные вопросы".

Насколько Москва может повлиять не решение синода в отношении Украины?

Ну, права "вето" Россия в синоде, как в ООН, не имеет. Более того, никто его не имеет. Сам Синод состоит из 12 человек, все этнические греки, поэтому в ментальном отношении скрепность Москвы им чужда.

Но при этом у России есть рычаги давления через Президента Турции Реджепа Эрдогана, через каких-то пророссийских турецких политиков. А стоит понимать, что несмотря на свое греческое происхождение, все члены синода являются гражданами Турции. То есть чисто гипотетически Москва может надавить, но только в сотрудничестве с турецкими властями.

Кстати Россия может еще сделать ход конем – самой дать Украинской церкви автокефалия. Таким образом Москва привязывает к себе Киев и в любых спорах Украинская церковь будет апеллировать к Русской как давшей автокефалию. Но скорее всего в Москве на это не пойдут, тем более после заявления Константинополя.

Я не раз слышал высказывание об автокефалии УПЦ как о свершившемся факте, это заблуждение или чья-то фантазия?

Отчасти этот так. Ведь вплоть до Петровских времен Украинская православная церковь была независима от Москвы и автономной в составе Константинопольского патриархата.

Помимо этого, как считает РПЦ, не рукоположенные священники УПЦ КП, на самом деле такие только с точки зрения Москвы. Более того, в любой из 14 православных церквей, кроме РПЦ, священники Киевского патриархата имеют право проводить богослужения и признаются как равные. Но и это еще не все. Автокефалия украинской православной церкви была провозглашена парламентом в 1918 году. Духовные лидеры также ее провозгласили. Но стоит понимать, что поскольку церковь была российская, то не было возможность это автокефалию реализовать. Однако, митрополит Варшавский Дионисий, этнический украинец, принял участие в рукоположении украинских епископов. Таким образом возникла каноническая иерархия и по сути автокефальность УПЦ.

Часть этих епископов погибли от рук большевиков, часть уехали в США. И там продолжала существовать украинская православная церковь, в диаспоре. В 1988 году в Украину были приглашены американские епископы украинского патриархата, чтобы они поучаствовали в воссоздании украинской автокефальной церкви уже в Украине.

Тогдашний глава УПЦ МП – Филарет, осудил это, однако после его ухода из РПЦ, примкнул к автокефалистам. Так возник Киевский патриархат.

Читати далі: Не целовать святыни и руки священникам, – рекомендации УПЦ и ПЦУ