Древнейший череп пролил свет на эволюцию мозга

Исследователи говорят, что крошечный череп, которому свыше 20 миллионов лет, пролил новый свет на эволюцию мозга приматов. Полученные знания позволяют также понять, как именно развивался и человеческий мозг, передаёт Информ-UA.

Длительное время считалось, что размер мозга у антропоидных приматов постепенно увеличивался в размере с течением времени. Но согласно новому исследованию, размеры мозга у приматов менялись постоянно, причём как в одну сторону, так и в другую. Сообщается, что эти данные были получены после того, как был вновь изучен окаменелый череп примата из Южной Америки (Чили), который указывают на то, что увеличение происходило неоднократно и довольно независимо. Текст исследования, о котором ведётся речь, был опубликован в научном журнале Science Advances. В одном из выпусков журнала рассказывалось, что учёные детально изучили окаменелости антропоида, который жил 20 миллионов лет назад.

крошечный череп

Сотрудник Американского музея естественной истории, который является ведущим автором исследования, говорит о том, что у людей мозги имеют немалый размер, но до этих пор не было достоверно известно как именно его размеры изменились, и когда это произошло впервые, была ли определённая закономерность и так далее. Предыдущее исследование дало приблизительное представление об энцефализации животного (размере мозга относительно размера тела).

Отмечается, что чем выше коэффициент энцефализации, тем больше размер мозга по отношению к телу животного. Большинство приматов имеют именно высокий коэффициент, если сравнивать его с другими млекопитающими. Люди же, как и близкие к ним приматы, имеют чрезмерно высокий коэффициент энцефализации.

Читати далі: В мире учёные всё чаще выявляют новые виды представителей фауны

Также при изучении мозга учитывается и коэффициент филогенетической энцефализации, то есть - изменения мозга с течением времени (при эволюции). У обезьян он составляет от 0,86 до 3,39, у людей - 13,46. Что касается обнаруженного крошечного примата, то его показатель равняется 0,79. Именно отталкиваясь от этих данных учёные обнаружили, что увеличение мозга происходило не единожды, а многократно, причём периодически происходило и его уменьшение.

При изучении черепа, обнаруженного в Чили, возраст которого датируется 20 миллионами лет, впервые применялась технология сканирования и цифровой реконструкции. Считается, что череп принадлежит Chilecebus carrascoensis - крошечным обезьянам, которые чрезмерно давно вымерли.

При "знакомстве" с черепом вымершего примата были замерены глазницы и отверстия зрительного канала, а также то место, где находилась обонятельная луковица. Учёные неожиданно для себя открыли следующее -  Chilecebus carrascoensis имели достаточно плохое обоняние, но в то же время этот момент никак не компенсировался улучшенным зрением, а в современном мире у приматов наблюдается баланс (при недостатке какого-то качества его компенсирует другой орган). Это дало возможность понять, что в былые времена зрительная и обонятельная системы были отделены во время эволюции мозга.

Учёные, которые ранее уже изучали мозг этого маленького и удивительного примата, обитающего во время раннего миоцена в Чили, говорят, что при новой диагностике окаменелости, с использованием более современных методов изучения, они делают новые открытия - и так каждый раз.

Читати далі: Учёные рассказали, какие животные могут исчезнуть из-за климата