Израильские археологи обнаружили древнейшую в мире школу

Конечно, это не была школа в классическом понимании слова, однако в ней всё же передавались знания от опытных мастеров начинающим. Приблизительный возраст "школы" - около 400 тысяч лет. В это время вид Homo sapiens только начинал формироваться, эволюционировав в современного человека только спустя 200 тысяч лет.

Исследование данного района началось с удивительной находки в пещере Кесем, находящейся неподалеку от Тель-Авива. Здесь уже в течении 15 лет идут раскопки. Недавно на очередном "культурном" слое было найдено огромное количество кремниевых орудий труда. Но откуда они там взялись, для ученых было загадкой.

Ключ к разгадке дало исследование характера сколов на острие кремниевых орудий труда под микроскопом. При увеличении археологи увидели, что одни орудия были сделаны мастерами – здесь сколы, именуемые на языке археологов "ретушь", были ровные, направленные в одну сторону, а наносимый удар был точный и с нужной силой. Другие находки были изготовлены значительно менее качественно, ретушь здесь была нанесена вразнобой, были множественные сколы и неровности, из-за чего такие орудия были непригодны для использования в быту.

кесем

Кроме того, ученые обратили внимание, что кремень, используемый для поделок, был разного качества. Причем тот, что был хуже, использовался именно учениками.

Данная находка, датируемая 400 тысячами лет назад и относящаяся к эпохе нижнего палеолита, заставляет историков задуматься о реальном возрасте человека разумного. Дата в 200 тысяч лет уже была пересмотрена в этом году, так как в Марокко был найден череп Homo sapiens, который оказался минимум на сто тысяч лет старше предполагаемой даты.

Таким образом эта и подобные ей школы могли быть не только "училищем", где оттачивалось ремесленное мастерство, но также и эволюционным фактором, ведь для передачи информации зачастую нужна речь.

В то же время австралопитек - гоминид, доминировавший на планете в эти времена, также довольно умело изготавливал орудия труда из камня. Однако данные поделки принадлежат именно человеку разумному, так как на месте находки также обнаружены человеческие зубы. Кроме того, на одном горизонте находятся останки человека разумного и неандертальцев, что также может служить фактом того, что эти два вида могли скрещиваться.