Ученые сделали новое открытие

Ученые из Института Броуда и Гарвардского университета выяснили, что мутации, которые способствуют появлению супербактерий — микроорганизмов, вызывают неизлечимые заболевания и устойчивы к различным антибиотикам.

Результаты исследований опубликованы в журнале eLife.

В своих экспериментах биологи вырастили несколько сотен культур Mycobacterium smegmatis, родственных бактерии, которые вызывают туберкулез. Микроорганизмы подвергали воздействию низких концентраций антибиотика. В результате погибали наиболее чувствительные к лекарству M.smegmatis. Но при этом оставались группы микробов-мутантов, резистентных к антибиотикам.

Изменения в ДНК могут привести к развитию резистентности к антибактериальным препаратам. Микроорганизмы могут приобретать гены, отвечающие за расщепление лекарственных молекул и выведение их из клетки. Точечные мутации (затрагивающие один нуклеотид в генах) также могут изменять структуры жизненно важных белков, делая их неуязвимыми к действию антибиотиков

Читати далі: Теперь в Гарварде можно учиться не выходя из дома

- заявили биологи.

Они так же выяснили, что устойчивость возникла из-за изменений в генах, отвечающих за работу рибосом — органоидов, участвующих в синтезе белков. Антибиотики не нарушали их функций и были нацелены на другие компоненты клеток. Из-за этого возникшую резистентность нельзя было объяснить развитием неуязвимости рибосом к лекарственным препаратам.

Мутации также усилили сопротивляемость M.smegmatis к тепловому шоку и другим видам стресса, которые могли бы повредить мембрану бактерии.

По мнению исследователей, обнаруженные изменения могут дать бактерии шанс выжить в среде, где присутствуют различные антибиотики. Это будет способствовать дальнейшей эволюции микроба и развитию устойчивости к высоким концентрациям лекарственных веществ.ученые