Украинскому театру еще только предстоит обрести своего зрителя
В ходе прошедшего в Одессе фестиваля театров «Молоко» состоялся ряд литературных вечеров, в том числе и с участием известного украинского писателя Андрия Любки.
В эксклюзивном интервью для Информ-UA мастер слова высказал свое мнение о том, в каком состоянии находится современный театр в Украине, и о его перспективах.
- Андрей, в каком положении находится современная украинская театральная сцена?
- В мире совсем немного стран, про которые можно было бы сказать, что театр там находится в стадии рассвета. Этот жанр выдерживает сейчас жесткую борьбу за собственное существование, за внимание зрителей и критиков.
Будем честны перед собой, еще ни одна пьеса в современной Украине не вызвала по-настоящему сильного резонанса в стране. Еще ни один спектакль не вызвал ажиотаж, не стал бы предметом обсуждения в широких слоях населения. Не сопровождался чередой аншлагов и огнем обсуждений среди театральных критиков.
Театр у нас сейчас существует в основном для самих же театралов.
- Прежде всего, достоинство форума в том, что мы можем увидеть труппы из разных городов, получить срез нынешнего положения вещей. Увиденное оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, некоторые спектакли весьма хороши, и находятся в тренде, в общемировом контексте.
С другой – общий уровень оставляет желать лучшего. У многих театров - еще впереди гигантское поле для прогресса.
- Каких именно перемен вы желали бы украинскому театру?
- Театр должен жить настоящими потребностями своего зрителя. У нас это довольно часто совершенно не так. Людей приглашают на спектакль, что называется «отдохнуть», отвлечься от суеты и забыться от проблем. Так чтобы, выходя из театра, посетитель вновь «вернулся в реальную жизнь».
Я думаю, что таким образом невозможно вывести театр из задворков культурного пространства.
- Режиссерам стоило бы обращать внимание на пьесы современных авторов?
- Не принципиально. Литературный материал для спектакля может быть написан и сто и тысячу лет назад. Важно не это.
Важно то, как труппа и постановщик работают с ним. Как они пропускают его через свои умы и сердца, как в их постановке вибрирует нерв эпохи. «Солдата Швейка» можно поставить так, что каждая реплика со сцены будет звучать так, будто она пришла в голову режиссеру прямо перед премьерой.
- Что могло бы сделать государство для театра?
- Министерство культуры по-прежнему распределяет определенный бюджет между театрами. Невооруженным взглядом видно, что эффект от такой поддержки - минимальный. Пусть на меня не обидятся отдельные директора областных театров, но если их лишить финансирования, культурный процесс в стране совершенно точно ничего не потеряет.
Гораздо больше оптимизма вызывают небольшие театры, которые вообще не имеют внешней поддержки. Которые ищут контакт со зрителем и напрямую зависят от его обратной связи.
Если театр находит своего зрителя, постоянно собирает полные залы, то такой успех обязательно имеет продолжение. К нему начинают проявлять благосклонность власти, актеров активно приглашают в сериалы, труппа в целом становится важным фактором общественной и культурной жизни.
Без контакта с современной атмосферой и окружающей реальностью театру, боюсь, не сохранить даже то слабое положение, которое он имеет сейчас.