Большинство переселенцев не планируют возвращаться домой
Количество переселенцев с оккупированных территорий Донецкой, Луганской областей и Крыма превышает полтора миллиона. За годы войны люди обосновались на новых местах. Кто-то устроился на новую работу, кто-то поменял род деятельности. Многие из них не собираются возвращаться назад на Донбасс. Так, постепенно, свою жизнь в новом городе обустраивала переселенка из Донецка. Она основала общественную организацию, которая помогает вынужденно перемещённым лицам и обустроила модульный городок, передаёт Информ-UA.
Наибольшее количество переселенцев приняла Днепропетровская область, так как люди, в основном, переезжали с оккупированных территорий в ближайшие города. Днепр не был готов к такому количеству вынуждено перемещённых лиц. Поэтому у многих возникали проблемы с жильём, работой. Но несмотря на все трудности, большинству всё же удалось успешно обосноваться на новом месте.
Татьяна Гладкова родом из Донецка. В Днепр она переехала в апреле 2014 года. Поначалу арендовала квартиру. Когда в городе открыли модульный городок, переехала туда. Условия, говорит, там были не лучшие. Но женщина привыкла никогда не унывать, и пытаться справляться с любой ситуацией.
Бывает и хуже, бывает и лучше. Но жить можно, уже хорошо. Не сравнить, конечно, с теми условиями, которые у нас были в родном доме. Но не так всё страшно, можно и обустроиться, и создать себе какой-то уют, комфорт,
- говорит Татьяна.
Уезжая из Донецка, рассказывает, она думала, что вскоре сможет вернуться домой:
Много чего изменилось за эти годы. Много чего произошло. Никто не думал, что так жизнь повернётся. Но, на самом деле, можно жить в негативе, в связи с изменениями, а можно искать положительные моменты. Не думала я, конечно, когда уезжала в апреле 2014 года из Донецка, что таким образом сложатся события. Тогда казалось, что это на какое-то время. Уехала я достаточно рано. Потому что понимала, что не бывает всё просто так. Я наблюдала, как меняются флаги в административных учреждениях в Донецке.
Уже с марта 2014 года Татьяна начала искать работу в Днепре, ведь понимала, что из родного города скоро придётся бежать. В Донецке она работала на руководящей должности в сети магазинов по продаже техники, в Днепре ей удалось быстро найти новую работу:
Мне как-то интуиция подсказывала, что нужно уезжать. За этими всеми событиями мы наблюдали, начиная с Майдана, оккупации Крыма. На тот момент уже сложилось понимание того, что ничего хорошего не будет. Каким-то образом, даже не анализируя, наверное, и потому что я достаточно лёгкая по подъём, мне было не сложно. Я раньше часто ездила в командировки, и ничего особо страшного для меня в том, что бы уехать на какое-то время, не было. Но никто не предполагал, что это время будет таким достаточно долгим.
Как только её сын закончил 7 класс, в июне 2014 года, она сразу же забрала и его в Днепр. Идея создания общественной организации, которая бы объединила переселенцев, возникла когда женщина пришла в благотворительный фонд, который помогал вынуждено перемещённым лицам.
Читати далі: Сколько прибыли может потерять россия из-за нефтяного эмбарго ЕС
Для меня было удивлением, когда я увидела масштабы переселения. Когда я пришла в благотворительный фонд, который занимался помощью переселенцам, я увидела, что это действительно огромные масштабы. Люди сидели в коридорах, с детьми, с одним пакетом, и это всё очень страшно. В благотворительном фонде люди начали знакомиться друг с другом, помогать друг другу в поисках работы, жилья, оформления документов. В первую очередь, была важна именно поддержка. Потому что психологически на тот момент было очень трудно. Для каждого из нас общение имело очень большое значение,
- рассказывает переселенка.
Чуть позже Татьяна перевезла в Днепр и своих родителей. Это и был последний день, когда она в последний раз была в родном Донецке. С тех пор она больше ни разу не ездила на оккупированную территорию. Рассказывает, забрать своих родных было сложно, ведь они люди пожилого возраста, а её дядя имеет инвалидность:
Нужно было думать, как их забирать. Уже начались очень активные боевые действия. Пока заказали машину, чтобы их вывезти, пока перевезли. Тяжело было снять родителям жильё. И удобное для дяди, учитывая его проблемы со здоровьем.
В рамках деятельности общественной организации проводят культурные мероприятия в городе.
Ко Дню соборности мы связывали ленту на площади. В этот день ленты связывали в каждом городе. Наше любимое мероприятие – День вышиванки. Этот праздник уже стал нашей визитной карточкой. В первый год мы организовывали мероприятие исключительно своими силами, и бюджетом 300 гривен. В 2016 году у нас уже были приглашены артисты, и праздник был более массовый. Радует, что пришёл весь город. С хорошим настроением, с улыбками люди ушли от нас, что может быть лучше?
- говорит Татьяна Гладкова.
Улучшать жизнь переселенцев Татьяна начала и в модульном городке. Там они организовали себе творческий хаб. Где вышивали, шили, обустроили маникюрный кабинет:
Сами организовали себе для того, чтобы было чем заняться. И для того, чтобы и творчеством заниматься, и деньги зарабатывать.
Татьяна уверена, что несмотря на все трудности, нужно учиться начинать жить с нуля и во всём искать плюсы:
Под лежачий камень вода не течёт. Соответственно, если ничего не делать, ничего и не изменится. Поэтому все идеи, и все мысли, которые появляются в головах, имеют право на жизнь. И каждую из них можно облекать в какую-то форму. Мы уже на протяжении всего этого времени поняли, что невозможного вообще ничего нет. Нужно просто делать, и всё получится.
Многие переселенцы удачно обосновались на новом месте. Возвращаться домой, даже после освобождения территорий Донбасса, они не планируют, ведь теперь их жизнь здесь, объясняет Татьяна:
О возвращении обратно думает меньше 25% людей. В основном, сейчас уже все нацелены оставаться. Соответственно, основное направление, в котором мы работает, - постоянное жильё, участие в жизни город, в котором нам жить, это рост самозанятости, рост предпринимательства. Мы полны оптимизма и позитива. Надеемся, что будет всё хорошо.
Читати далі: Венгрия рискует быть исключенной из голосования ЕС